Технология модульного обучения как фактор развития познавательной самостоятельности.
Так сложилась судьба, что я вновь вернулась работать в школу, после нескольких лет перерыва. Придя в школьные кабинеты на свои, теперь уже первые уроки, я поняла, насколько наше образование шагнуло вперед. И дело даже не в том, что почти в каждом кабинете висит интерактивная доска, и каждый урок уже не мыслим без компьютера и Интернета. А в том, что нынешним школьникам, в отличие от тех учеников, которые сидели за партами несколько лет назад, доступно большее количество источников информации, но провести качественный анализ, отобрать нужную информацию и применить её на практике не всегда получается. Высокий уровень знаний не обеспечивает стабильных результатов. Дети теряются в новой ситуации, не показывают гибкости мышления. Это касается практически всех школьных дисциплин: учителя русского языка и литературы согласятся со мной, что ученики, порой, зная орфограммы и правила, не применяют их при написании сочинений и диктантов, учителя физики и химии не станут отрицать, что, зная формулы и законы, дети не всегда могут применить их при решении практических задач.
По моему мнению, для разрешения этой проблемы необходимо повышать не только познавательную активность учеников, но и познавательную самостоятельность.
Таким образом, передо мной встала задача: найти такие способы, формы и средства обучения, которые помогут, обучая математике, развить у детей стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний.
Изучив психолого-педагогическую литературу в контексте решения проблемы развития познавательной самостоятельности, я остановила свой выбор на технологии модульного обучения в сочетании с технологией сотрудничества и информационно-образовательной средой «Математика «Сферы». Итак, тема моего методического семинара «Технология модульного обучения как фактор развития познавательной самостоятельности».
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла и М. Гольдшмида. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик полностью (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе и строится на идеях развивающего обучения. Чем хороши модульные уроки? При модульном обучении каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализаваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм. Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников.
Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любым. Каждый цикл в этой технологии имеет определённую структуру. Рассмотрим организацию четырёхурочного цикла на примере темы «Прямоугольники».
Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развернутый план материала, возможна интерактивная лекция. На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в специальной тетради (тетрадь-тренажёр).
Цель второго урока – заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и уровень усвоения. Работа проходит в парах или малых группах. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума.
Третий урок полностью отводится закреплению изученного. Сначала это работа со специальной тетрадью на печатной основе (тетрадь-тренажёр), а затем выполнение индивидуальных заданий («Анализируем и рассуждаем», «Задача-исследование»).
Четвёртый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, т.к. предмет является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик. Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковый объём материала, устанавливаются различные уровни требования к его усвоению.
Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс методов, интегрированных в модуль: проблемного, эвристического, программированного.
Преимуществом программированного метода является четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, регулярная сверка результатов (на слайде вы видите пример на основе программированного метода: построение касательной к окружности с применением флеш — демонстрации).
Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов, которые я использую в своей практике: метод образного видения, который развивает у учеников образные подходы к познанию, причем образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в образной форме, а не через описание естественнонаучных фактов. Самым ярким, наглядным примером, в данном случае, может послужить тема «Доли и дроби». (Итак, какие образы возникают у вас при слове «доли» или «дроби»?)
Метод «вживания»: посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик «переселяется» в изучаемый объект, чтобы почувствовать и познать его изнутри. Например, если описать сущность растения, то ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни. (Давайте попробуем «вжиться» в образ равнобедренного треугольника. Представьте себе, что вы равнобедренный треугольник, попытайтесь описать сущность этого объекта.)
Учитывая возрастные особенности моих учеников, для поддержания интереса к содержанию занятий, повышения эффективности процесса обучения я использую игровые приемы, которые позволяют обучающимся самореализоваться и самоутвердиться.
Для меня, как учителя математики, немаловажной является задача вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем. Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса при обучении математике можно отнести новизну подачи учебного материала с помощью современных технических средств.
Компьютерная поддержка курса математики создает принципиально новые возможности для организации усвоения содержания курса. Осмысление роли технических средств обучения, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить процесс обучения и отношение к нему обучающихся.
На своих уроках я использую интерактивные обучающие программы, в которых школьнику – пользователю отводиться все более активная роль, предлагается свобода выбора действий для получения индивидуальных результатов. (Например, при изучении темы «Развертка прямоугольного параллелепипеда» целесообразно использовать лабораторию «Развертки», с помощью которой обучающиеся наглядно смогут разрезать куб).
Свой опыт по применению модульной технологии я начала в 2013г, когда пришла преподавать математику в 5-ые классы. Для текущей аттестации обучающихся я использую дидактические материалы УМК «Математика. Сферы» (тетрадь-тренажер и тетрадь-экзаменатор). В этих тетрадях по каждой теме есть задания различного уровня сложности.
Мониторинг контрольных работ я провожу в течение всего учебного года по мере прохождения обучающимися основных блоков тем. Такой вид контроля позволяет проследить качество обученности не только всего класса, но и каждого ученика.
По результатам внутришкольного мониторинга, можно сделать вывод о положительной динамике качества обученности по математике.
Педагогом психологом нашего лицея, по совместительству являющейся классным руководителем одного из классов в котором я работаю, на протяжении двух лет проводится психологическое исследование на определение уровня учебной самостоятельности, с использованием методики «Мюстенбегра», методики «Словестного лабиринта» и методики «Непосредственного и опосредованного запоминания». По результатам исследований можно судить о положительной динамике уровня сформированности учебной самостоятельности шестиклассников. Смею надеяться, что в этом есть и мой вклад.
Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США и др.) и становится все более популярной в нашей стране.
Уверена, что данную технологию могут использовать не только учителя математики, но и преподаватели других предметов, поскольку развитие познавательной самостоятельности позволяет осуществить переход от самостоятельной деятельности к самостоятельной личности. А это и есть наша главная образовательная задача.